История фестиваля

Всероссийский фестиваль особых театров «Протеатр» начал работу в 1999 году, первая фестивальная неделя прошла в сентябре 2001. Фестиваль проходил раз в три года и включал в себя:

  • предварительный конкурс видео-версий;
  • фестивальную неделю – показ спектаклей-лауреатов в Москве;
  • образовательную программу мастер-классов и творческие встречи;
  • тематические выставки;
  • научно-практическую конференцию;
  • издание сборника-реестра особых театров и сборника материалов конференции.

Для организации фестиваля Оргкомитет привлекал партнеров и созывал Экспертный совет фестиваля. В его состав входили представители общественных организаций, поддерживающие различные группы инвалидов, режиссеры, деятели искусств, психологи, педагоги, ученые.

2000 — 2016 год Председателем жюри фестиваля «Протеатр» являлась Народная артистка России О.М. Остроумова. Среди попечителей фестиваля были: член Союза театральных деятелей, Народная артистка СССР В.К. Васильева, Народный артист РФ Ю.Б. Васильев.

В состав жюри фестиваля входили такие известные люди как: Народный артист России, член совета Гильдии режиссеров России, режиссер-постановщик А.А. Житинкин, заслуженная артистка России, Е.А. Германова, актер Московского Художественного театра им. А. П. Чехова А.В. Варющенко, шеф-редактор службы информации Телеканала «Культура» А.М. Райкин, заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения, профессор АПРИКТа, Т.Ю. Смирнягина, профессор кафедры мастерства актера РГСАИ И.М. Востров, доктор философских наук, кандидат медицинских наук, РИК МК РФ, заведующий лабораторией при ИПИО МГППУ А.Ю.Шеманов, стар. н. сот., зав. кафедрой психологической реабилитации, кандидат педагогических наук, профессор МГППУ, куратор ресурсного центра психологической реабилитации А.М. Щербакова. П.Д. Тищенко, доктор философских наук, заведующий сектором Института философии РАН, профессор кафедры философской антропологии Философского факультета МГУ, заведующий сектором гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН, Л.Г. Киященко, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН сектора междисциплинарных исследований научно-технического развития.

20 лет — 7 фестивальных недель!

2019 год

VII Всероссийский фестиваль особых театров Протеатр (2019 г.)

Поиск идентичности, поиск героя

Фотографии: Оксана Меньшикова, Мария Поспелова, Елена Лисянская, Георгий Шилов, Василиса Бертеньева, Марина Воробьева, Екатерина Краева, Марина Саанишвиили, Маргарита Денисова

Программа седьмого триеннале Всероссийского фестиваля особых театров «ПРОТЕАТР» — это панорама инклюзивных театральных практик, социальных перспектив и самые интересные спектакли 2017-2019 театральных сезонов.

На современном этапе развития движение особых театров актуализирует вопросы идентичности, поиска героя – в исторических материалах, в классическом репертуаре, в личных и фантастических историях.Тезис седьмой фестивальной недели: Движение особого театра в поиске идентичности.

В конкурсе видеоверсий спектаклей фестиваля Протеатр приняло участие 80 театральных коллективов. На фестивальную неделю были приглашены 15 особых театров из 8 городов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Четыре площадки: Культурный центр ЗИЛ, Театральный зал Москонцерта, Новое Пространство Театра Наций, Центр им. Вс. Мейерхольда.

Фестивальная неделя 21 — 28 сентября:

  • Семь спектаклей лауреатов на сцене Культурного Центра ЗИЛ – «Во времени. Над временем» Творческая мастерская Анны Ивановой с участием инклюзивного коллектива “Надежда” (Череповец, Вологодская область), «Гроза — среда обитания» Центр реализации творческих проектов «Инклюзион» (Москва), «Хамелеон» Инклюзивный театр «Радость моя» (Сыктывкар), «Подлунные мифы» Творческий союз «СоБытие» (Екатеринбург), «Бородино. Наброски людей» Инклюзивный театр-студия Ora (Екатеринбург), «Белые деревья. Иллюзии» Учебный театр РГСАИ (Москва), «Невыдуманные портреты» Театр движения Лик (Ташкент);
  • Два спектакля дипломанта — «Всякий человек» Интегрированная театральная студия ИТС Круг (Москва) и «Шестое чувство» Интегрированный театр-студия “Круг II” (Москва);
  • Специальные гости фестиваля — спектакли «Сны Пиросмани» Упсала-цирк (СПб) и «О тебе» Недослов (Москва);
  • Раус-программа в день открытия: Концертный оркестр РГСАИ и Народный театр звука «Русская рапсодия», театр-студия Круг II с концертной программой «Вдаль», Театр «Мир лиц», Ходулисты «Старый цирк», Клоун-Шаржист, Комик-дуэт «Оп-па!» с номером «Мыльные фантазии» и Авторский театр «Эскизы в пространстве»;
  • вручение дипломов и подарков лауреатам от благотворителей фестиваля.

Образовательная программа:

  • две встречи «Мастера сцены – особому театру» с участием известных театральных деятелей – Евгений Писарев и Егор Перегудов;
  • четыре спектакля представлены в рамках лаборатории с дискуссией и обсуждением – «Иноходец» PROдвижение театр танца Владимира Лопаева (Иркутск), «Немое кино» Театр Открытое искусство (Москва), «Я танцую» Театр Взаимодействие (Москва), «Времена года» Театр-студия Пространство любви (Пермь);
  • 7 лекций, 6 мастер-классов и 5 ремесленных мастерских, 17 практических семинаров для режиссёров и актёров «особых театров».

Общее количество участников VII фестиваля — 6260 человек; 159 гостей из регионов (актеров, режиссеров и специалистов инклюзивных театров), из них 32 режиссера региональных инклюзивных театров — участники образовательной программы. Мероприятия фестивальной недели помогали проводить 50 волонтеров (студенты МГУ, МГППУ, ВШЭ и др. ВУЗов).

На фестивальной неделе возникли коллаборации инклюзивных театральных коллективов, были намечены планы по проведению совместных мероприятий — летние школы, театральные сессии, создание совместных проектов.

2016 год

VI Всероссийский фестиваль особых театров Протеатр (2016 г.)

Про [границы] театра

Фестиваль утверждает разнообразие и уникальность субкультур. Исполнители и режиссеры осуществляют поиск аутентичной выразительности, и, разрушая устоявшиеся стереотипы, меняют представления о границах театра, театральности. Обновляя свой зрительский опыт, мы заново обретаем себя в новых культурных границах!

В конкурсе видеоверсий спектаклей фестиваля Протеатр приняло участие 80 театральных коллективов. На фестивальную неделю приглашены 12 особых театров из 6 городов России, бывшего СНГ и Чехии.

В 2016 году Шестой Всероссийский фестиваль особых театров «Протеатр» вошел в календарь утвержденных Министерством Культуры РФ мероприятий, доступных для инвалидов.

Фестивальная неделя 26 сентября – 2 октября:

  • Шесть спектаклей лауреатов на сцене Культурного Центра ЗИЛ – «На планете» (Екатеринбург), «Другая земля» (Москва), «Имаджинариум» (Череповец, Вологодская область), «А у нас в Новгородчине диво-то было…» (Великий Новгород), «Синьора Сальсичия» (Москва), «Из глубины воззвах к тебе…» (Ташкент);
  • На сцене Театрального Центра им. Вс. Мейерхольда были показаны спектакли «Simulante Bande» — VerTeDance (Прага) и «Совершенно невероятное событие. Женитьба» (спектакль-дипломант фестиваля) — проект Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» (Москва);
  • Открытие и закрытие фестиваля сопровождалось клоунской раус-программой «Встречаем – театр!» с участием студентов РГСАИ и МГУКИ, а также театров «Мир Лиц», «Первый театр», артистов фонда «Доктор Клоун», Интегрированной театр-студии «Круг-II»;
  • Состоялась выставка «Феномен особого театра в зеркале фестиваля Протеатр» из ретроспективных материалов фестиваля и арт-объектов современных художников на темы /От природы к культуре/ Особый мир, особое восприятие/ Антропология особого актера / История фестиваля/;
  • вручение дипломов и подарков лауреатам от благотворителей фестиваля.

Образовательная программа:

  • три творческие встречи «Мастера сцены – особому театру» с участием известных театральных деятелей – Виктор Рыжаков, Елена Ковальская, Александра Урсуляк и Максим Суханов;
  • четыре спектакля представлены в рамках лаборатории с дискуссией и обсуждением – «11 Я» (Чита), «Вот те клюква!» (Москва), «Путешественники» (Москва), «Истории об очень симпатичных, или пространство доверия» (Москва);
  • пятнадцать обучающих мастер-классов (в том числе с участием зарубежных специалистов из Израиля, Чехии) для режиссёров и актёров «особых театров» в КЦ ЗИЛ;
  • Издан сборник статей «Экспрессивная терапия в специальной педагогике» совместно с коллегами из Исследовательского института специальной педагогики Университета Палацкого в Оломоуце (Ústav speciálněpedagogických studií, Univerzita Palackého v Olomouci).
2013 год

V Всероссийский фестиваль особых театров Протеатр (2013 г.)

Жизнь в каждой роли, роль в каждой жизни!

Движение особых театров – это не имитация профессионального театра, а поиск новой эстетики, движение к обновлению культурных ценностей. «Особое искусство» раздвигает границы социального и культурного пространства, обращается к чувству сопричастности. Открывая для себя театр и культуру «заново», «особый» актер передает в каждой роли пульсацию жизни – ее трепет и искренность, удивление, вызов, преодоление. Каждая роль – ключ к самоопределению в собственной жизни и жизни в обществе, открывающий возможности новых социальных отношений для всех нас!

В конкурсе видеоверсий спектаклей фестиваля Протеатр приняло участие 90 театральных коллективов. На фестивальную неделю приглашены 12 особых театров из 10 городов России и бывшего СНГ и Испании.

Фестивальная неделя 23-29 сентября:

  • тринадцать спектаклей лауреатов и дипломантов, на сцене Культурного Центра ЗИЛ;
  • открытие и закрытие фестиваля на сцене Московского театра драмы и комедии на Таганке сопровождалось клоунской раус-программой с участием актеров ИТС Круг, российских и зарубежных мимов, аниматоров, клоунов в фойе театра;
  • выступление театра DanzaMobile из Испании со спектаклем «Dame un segundo» (Дай мне еще секундочку);
  • вручение дипломов и подарков лауреатам от благотворителей фестиваля.

Образовательная программа:

  • творческие встречи «Мастера сцены – особому театру» с участием российских и зарубежных театральных режиссеров (Юрий Бутусов, Сергей Белоголовцев с сыном Евгением, Виктор Рыжаков, Евгений Вандалковский);
  • девятнадцать обучающих мастер-классов (в том числе с участием зарубежных специалистов из Испании, Франции и Греции) для режиссёров и актёров «особых театров» в КЦ ЗИЛ;
  • четыре спектакля представлены в рамках лаборатории с дискуссией и обсуждением;
  • ремесленные мастерские специалистов подразделения «Круг» ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино» (ткацкая, керамическая и валяния из шерсти).
  • 1-2 октября 2013 г. в ИФ РАН и МГГПУ на II Всероссийской научно-практической конференции «Искусство как творчество социальности и проблемы социокультурной реабилитации» дискутировались ключевые вопросы особого искусства, научно-методический анализ и практики использования искусства в образовательной, социальной и культурной инклюзии лиц с ОВЗ, проблемы субкультуры инвалидов, перспективы социокультурной интеграции инвалидов и др.;
  • Издан сборник материалов конференции и сборник-реестр особых театров России, отдельная рубрика посвящена информации о театрах бывшего СНГ и ближнего зарубежья, кратко описан опыт работы европейских театров – гостей фестивальной недели.
2010 год

IV Всероссийский фестиваль особых театров Протеатр (2010 г.)

Пространство иных возможностей!
Приглашаем вас в пространство иных возможностей! Спектакли особых театров – перевернут наше представление о творческих возможностях особого человека.Особенно талантливые люди – мы играем сердцем

«Лев Толстой прозорливо подметил, что как только искусство становится профессией, значительно ослабляется и его драгоценнейшее свойство – искренность, – говорит член Оргкомитета фестиваля, заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, профессор, Татьяна Юрьевна Смирнягина. – В пространстве современного театра особое искусство активно заполняет пустеющую нишу искренности».

В конкурсе видеоверсий фестиваля Протеатр участвовало 80 театральных коллективов. Фестиваль предложил московскому зрителю лучшие спектакли особого театра, в которых было представлено многообразие театральных форм: от народного театра до современного театра танца, от театра драматического — до поиска новых авангардных форм. Все спектакли объединила неподдельная искренность!

Фестивальная неделя 20-26 сентября:

  • в учебном театре ГИТИС — пятнадцать спектаклей лауреатов и дипломантов, а также спектакли по специальному приглашению жюри;
  • выступления театра Thikwa из Германии со спектаклем «Anwesend. Aufgehoben» (Еще живы. Уже вычеркнуты из памяти), и коллектива CHANG из Южной Кореи со спектаклем «Brothers» (Братья);
  • гала-концерт с традиционным вручением дипломов и подарков лауреатам от благотворителей фестиваля.

Выставка в фойе театра ГИТИС:

  • работы студии художественной фотографии «Протография» структурного подразделения «Круг» ГОУ ЦДТ «Строгино» (ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»).

Образовательная программа:

  • четырнадцать обучающих мастер-классов и воркшопов (в том числе, с участием зарубежных специалистов из Германии) для режиссёров и актёров в ГСИИ (РГСАИ);
  • 12-13 мая Всероссийская научно-практическая конференция «Искусство как творчество социальности и проблемы социокультурной реабилитации» – на двух площадках ИФ РАН и МГППУ. В её работе, посвященной развитию социокультурной деятельности и «особого искусства», участвовало 120 специалистов из 12 городов и других населенных пунктов России, Германии и Франции. По материалам конференции был издан одноименный сборник статей.

Сборник-реестр №4

2007 год

III Всероссийский фестиваль особых театров «Протеатр» (2007 г.)

Нам присущи особые ощущения природы, времени, пространства, способы взаимодействия с друг другом.
Особенно талантливые люди – мы играем сердцем

Программа третьего фестиваля Протеатр была ориентирована на возрастные категории зрителей: «дети играют для детей», «для подростков и не только», «молодежная программа», «спектакли для взрослых».
Третий фестиваль Протеатр — с международным участием. На конкурс видеоверсий спектаклей было прислано 100 заявок, впервые участвовали и стали лауреатами театры Польши, Португалии, США, Узбекистана, Белоруссии.
Мероприятия фестиваля посетили около 3000 человек. Аншлаги в течение всех семи дней фестивальной недели свидетельствовали о большом интересе к «особому театру», его своевременности и современности.

Фестивальная неделя 23-30 сентября:

  • «Перформанс в музейном пространстве» ИТС «Круг» в ГТГ на Крымском валу;
  • одиннадцать спектаклей-лауреатов на сцене театра ГИТИС;
  • выступления профессионального коллектива из Португалии Associação Dos Amigos Da Arte Inclusiva – Dançando Com a Diferença (Ассоциация друзей инклюзивного искусства – Танцуем по-другому) со спектаклем «Tempus Incertus» (Неопределенное время) и театра Usmiech из Польши со спектаклями «Pan Tadeusz» (Пан Тадеуш) и «Jarmark świętokrzyski» (Cвентокшиская ярмарка);
  • гала-концерт с вручением дипломов и подарков лауреатам фестиваля.

Выставки в фойе театра ГИТИС:

  • художественных работ Das Blaumeier-Atelier (Бремен, Германия);
  • социальных плакатов работ студентов ВАШГД. (Совместно с ВАШГД был разработан рекламный стиль фестиваля; плакаты для фестиваля были созданы студентами в рамках преддипломных работ).

Образовательная программа:

  • тринадцать обучающих мастер-классов от российских и зарубежных специалистов особого театра (Польша, Германия, Узбекистан, Украина, Белоруссия) в ГСИИ (РГСАИ);
  • ремесленные мастерские для актеров особых театров проводили педагоги подразделения «Круг» ГОУ ДЮЦ «Норд-Вест» (ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»);
  • 21-22 сентября — в ИФ РАН и МГППУ состоялась научно-практическая конференция «Протеатр. Феномен особого искусства и современная культура», в рамках конференции состоялась выставка художественной студии Томской региональной общественной организации родителей и опекунов инвалидов детства «Незабудка» (г. Томск) и перфоманс ИТС «Круг» «Есть ли индивидуальность у мух?» (г. Москва).

По итогам конференции третьего фестиваля Протеатр был издан сборник с приложением реестра особых театров. Представленные сборнике статьи посвящены проблемам становления «особого театра» в России в контексте современной культуры. Теоретическим итогом стало принятие резолюции научно-практической конференции:
Накопленный в России опыт театральной и иной творческой деятельности людей с ОВЗ свидетельствует о том, что человек может присваивать достижения культуры только в том случае, когда он сам является активным творцом культуры. Необходима поддержка особого искусства на государственном уровне.
В резолюции намечен ряд практических шагов, необходимых для развития «особого искусства» в России: разработка законодательной базы, определение ведомственной принадлежности и создание информационно-аналитической базы «особого искусства».
В сборнике-реестре собрана информация о 81 российском и 17 зарубежных театрах. В 2007 году для России это был уникальный теоретический и научно-практический материал.

2004 год

II Всероссийский фестиваль особых театров Протеатр (2004 г.)

Ограничения – бесспорны. Границы – условны. Границы – преодолимы.
Курс подготовки нарушителей границ.
Три способа перейти границу: Смех, Мысль, Игра.

Спектакли коллективов-лауреатов фестивальной недели представили зрителям искреннею игру, преодолевающую границы жизненных ограничений. Важным приобретением и открытием фестиваля стало понимание того, что фестиваль, феномен «особого театра», существует на границе между социальной деятельностью и поиском в искусстве, и способен изменить наше представление о мире творчества и перспективах нашей общей культуры.
Заявки на участие во втором Всероссийском фестивале особых театров Протеатр подали более 70 театральных коллективов из России и стран ближнего зарубежья. Жюри отметило общее повышение уровня театрального и исполнительского мастерства актеров особых театров.

В мероприятиях фестивальной недели приняли участие более 120 человек из регионов России и ближнего зарубежья и Москвы. Более 150 специалистов из Москвы принимали участие в обучающих программах. Около 2000 зрителей посетили спектакли фестиваля.

Фестивальная неделя 20-26 сентября:

  • на сцене театра ГИТИС показ спектаклей лауреатов и дипломантов, а также спектаклей по специальному приглашению жюри;
  • выступления зарубежных гостей фестиваля — театра Thikwa из Германии со спектаклем Кровь в ботинке и Larondina dance Company из Великобритании c танцевальными номерами;
  • гала-концерт с вручением дипломов и подарков лауреатам фестиваля.

Образовательная программа:

  • более двадцати обучающих мастер-классов (в том числе, с участием зарубежных специалистов из Германии, Великобритании и Бельгии) для режиссёров и актёров особых театров в ГСИИ (РГСАИ);
  • ремесленные мастерские (ткачество и валяние из шерсти), которые посещали актеры в свободное от репетиций время, от специалистов подразделения «Круг» ГОУ ДЮЦ «Норд-Вест» (ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»);
  • 2-3 апреля на двух площадках в Институте Человека при ИФ РАН и МГППУ состоялась научно-практическая конференция «Творчество незаметное, непредсказуемое, продуктивное» посвященная проблемам творчества людей с особенностями развития. В сборнике опубликованы материалы конференции, в которой участвовало более 100 специалистов. Организаторы конференции: ФГБНИУ «Российский институт культурологии», ФГБУН «Институт философии РАН», МГППУ и РОО СТР «Круг»;
  • В рамках конференции прошли выставки работ художественных объединений «Гомер», «Гефест», художников творческих мастерских Государственного специализированного института искусств, Художественного реабилитационного центра для детей сирот «Дети Марии», «Арт-мастерской» структурного подразделения «Круг» ГОУ ДЮЦ «Норд-Вест» (ГБОУ ДО ЦДТ «Строгино»).

По итогам второго фестиваля «Протеатр» в 2004 г. был издан второй Сборник-реестр «Особые театры России», в котором была собрана информация о 72 коллективах, (история, цели и приоритетные направления работы, творческие планы), а также о гостях фестиваля — особых театрах стран ближнего зарубежья.

2001 год

I Всероссийский фестиваль особых театров Протеатр (2001 г.)

«Готовим нарушителей границ»

Первый фестиваль Протеатр – это открытие феномена особого театра как неотъемлемой части культуры. До 2000 года в России не проводились фестивали театральных коллективов с участием инвалидов. «Протеатр» стал новым этапом по направлению к открытому, толерантному обществу и культуре.
В 2001 году Всероссийский фестиваль особых театров Протеатр объединил более 60 театральных коллективов России. Фестиваль представил практически всё жанровое разнообразие особых театров: музыкальное, пластическое, драматическое, кукольное, цирковое, эстрадное, а среди его участников были люди с разными типами функциональных нарушений.

Фестивальная неделя 22-28 октября:

  • на сцене театра ГИТИС показ спектаклей лауреатов и дипломантов фестиваля, а также спектаклей по специальному приглашению жюри; гиперссылка на программу;
  • выступление зарубежных гостей фестиваля — Театр Turbulences из Франции спектакль «Melting potes» (Друзья); Театра Центра детей с ОВЗ из Литвы спектакль «Мечты»; перформанс Howard Buten клоуна Buffo из Франции;
  • гала-концерт лауреатов фестиваля с вручением дипломов и подарков от благотворителей фестиваля;

Выставки в фойе театра ГИТИС:

  • выставка работ и мастер-класс художников бельгийского Арт-центра «La Pommeraie»;
  • фотовыставка, посвященная работе немецкого театра Thikwa (Берлин);

Благотворительные мероприятия в поддержку фестиваля:

  • выступление молодежного хора Храма Христа Спасителя в римско-католическом кафедральном соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии;
  • концерт вокально-инструментального ансамбля Julie et les Percujam (Франция) в школе Класс-центр №686;
  • выступление квартета имени Глинки в Доме-музее М.Н. Ермоловой и др.

Образовательная программа:

  • проведение обучающих мастер-классов (с участием специалистов России, Франции и Германии) для режиссёров и актёров особых театров в ГСИИ (РГСАИ);
  • презентация фильма «Verliebt bleiben, verruckt bleiben» («Оставаться влюбленным, оставаться безумным») театра Thikwa в музее кино.

По итогам первого фестиваля «Протеатр» в 2001 г. был выпущен информационный сборник-реестр «Особые театры России» — первый в России сборник, объединивший информацию об особых театрах.


Творчество стирает барьеры между людьми разных рас, культур, социальных статусов – и создает основу для их паритетного взаимодействия.

Фестиваль — не разовая акция, но последовательная деятельность. В качестве опыта социального творчества фестиваль работает на изменение социального климата и гуманизацию российского общества в целом. Фестиваль является примером интеграции людей с инвалидностью в общество.

Представляя широкому кругу общественности творчество людей с ОВЗ фестиваль способствует формированию позитивного образа инвалида в обществе.


Реестры инклюзивных коллективов и сборники по материалам конференций фестиваля Протеатр разных лет на calameo.com >>>

Всероссийский фестиваль особых театров Протеатр благодарит партнеров и спонсоров за содействие и поддержку феномена особого театра в России!