О фестивале

Протеатр — это изучение и поддержка особого искусства (инклюзивного театрального творчества*), содействие его развитию в качестве одного из феноменов современной культуры.  

Фестиваль создает пространство для творческого переосмысления реальности и активного созидания будущего, реализуя право на творческий и зрительский опыт каждого.

Протеатр это:

  • самые интересные инклюзивные спектакли на сценах Москвы;
  • сбор и анализ информации об особых театрах России и за рубежом;
  • Всероссийский конкурс инклюзивных спектаклей;
  • межкультурный диалог в сфере особого театра;
  • организация научно-практической деятельности, обновление сложившегося представления о человеке, его творческой деятельности, обществе и культуре;
  • обучающие программы для режиссеров и актеров особых театров, возможность повышения квалификации специалистов и содействие формированию профессионального сообщества.

Всероссийский фестиваль особых театров «Протеатр» стартовал в 2000 году по инициативе Региональной общественной организации Круг. Фестивальная неделя — кульминация и вершина системной деятельности РОО СТР Круг — проходит раз в три года. Это — смотр, панорама инклюзивных постановок, — спектакли открывающие перед зрителем пространство эксперимента и поиска нового театрального языка, аутентичной выразительности исполнителей.

Положение о Фестивале

За годы существования фестиваля зрители увидели на сценах Москвы эксклюзивные спектакли старейших европейских инклюзивных коллективов Das Theaterensemble des Blaumeier-Atelier,  DanzaMobile, Thikwa, Fundacion Psico Ballet Maite Leon, Dançando Com a Diferença, польского театра Usmiech, проекты чешской танцевальной компании VerTeDance, дуэта Chang из Южной Кореи, индийской компании Ability Unlimited Foundation, компании Unmute Dance Company из Кейптауна, французских Theater Du Cristal и Compagnie de L’oiseau-Mouche, английской Exim Dance Company CIC и многие другие. Участниками фестивальной недели были театры Недослов, Жест, Лик, Круг II, Индиго и другие известные инклюзивные коллективы из разных регионов России.  

С 2000 года:

  • издано 5 сборников-реестров об особых театрах России и зарубежья,
  • проведено 15 научно-практических конференций и семинаров,
  • порядка 500 постановок представлено в заявках конкурса,
  • проведено около 100 мастер-классов и творческих встреч для специалистов особого театра (освещающих широкий диапазон инклюзивных практик — творческих и продуктивных).

Ценностный, эстетический и концептуальные аспекты фестиваля

Проблема взаимоотношения людей с инвалидностью и общества сложна и многогранна. До сих пор, как правило, она заявляется только в социальном аспекте. Фестиваль способствует общекультурному рассмотрению этой проблемы, помогая нам увидеть в людях с особенностями развития людей творческих, а не объект социальной помощи. Способствуя улучшению творческой работы с детьми и молодыми людьми с инвалидностью, формируя позитивное общественное мнение вокруг искусства этих людей, фестиваль содействует развитию идей инклюзии и поддерживает общий процесс гуманизации общества.

Искусство людей с инвалидностью не является инвалидным.

Анализируя разнообразные творческие практики реабилитационных центров, программ ПНИ и социальных проектов профессиональных компаний оргкомитет фестиваля разрабатывает новые критерии оценки особого искусства.

Рецензирование инклюзивных спектаклей, основанное на понимании особой телесности, социальности, разнообразии языков и систем восприятия людей с инвалидностью, ― обосновывает ресурсность феномена особого театра для современной культуры и его особой миссии в культуре.

Концепция фестиваля Протеатр основана на многолетнем опыте общественной организации Круг в сфере дополнительного образования, реабилитации и разномасштабных проектов в партнерстве с различными культурными институциями. Темы и программа каждого фестиваля опираются на авторские разработки Натальи Поповой и ее 30-летнюю практику в качестве клинического психолога, педагога и режиссера-хореографа постановок ИТС Круг.

Утверждая и поддерживая уникальность «особого» человека, аутентичность выразительных средств «особого» актера, фестиваль способствует развитию языкового многообразия и обогащает культуру.

Здесь создаются условия для диалога культур, направленного на взаимопонимание и обретение общего горизонта смыслов и ценностей.

prõ (лат.)– перед, против; впереди; в защиту; вместо; за; в качестве; по сравнению, по отношению; в зависимости; вперед; пра; для, в пользу; сообразно.

theãtrum (лат.) – театр, зрительный зал; зрители, слушатели, публика; место действия, поле действия; сцена.

особый театр – термин, широко используемый в различных сферах деятельности, введен Оргкомитетом фестиваля в 2000г. Его «особость» в современной культуре заключается в экспериментальной работе коллективов, (например, поиск одновременного решения эстетических и реабилитационных задач), ― это лаборатория аутентичного, нового театрального языка.

Особые спектакли реализуют особые культурные потребности человека с инвалидностью, восполняя дефициты современного искусства!

*Участниками фестиваля являются театральные коллективы, в работе которых принимают участие люди практически со всеми типами функциональных нарушений (с нарушением зрения, нарушением слуха, имеющие интеллектуальную недостаточность, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением эмоциональной сферы, с соматическими, генетическими и психическими заболеваниями и т. п.), а также их здоровые сверстники, ищущие нового понимания жизни.