О фестивале

Протеатр — это изучение и поддержка особого искусства (инклюзивного театрального творчества*), содействие его развитию в качестве одного из феноменов современной культуры.  

особый театр — термин введенный Оргкомитетом фестиваля в 2000г. по аналогии с понятием «особые образовательные потребности» (special educational needs). В современной культуре «особость» возникает в работе театральных коллективов когда они опираются на уникальную психофизику актеров, людей с различной нозологией, на языки и особенности восприятия, а также на особые культурные потребности. Особые театры –  это лаборатория нового театрального языка, новых режиссерских решений. 

Всероссийский фестиваль особых театров «Протеатр» стартовал в 2000 году по инициативе Региональной общественной организации Круг. Фестивальная неделя — кульминация и вершина систематической деятельности РОО СТР Круг — проходил раз в три года. Это был смотр, панорама инклюзивных постановок, — спектакли открывающие перед зрителем пространство эксперимента и поиска театрального языка, аутентичной выразительности исполнителей.

Сегодня фестиваль Протеатр это:

  • интересные инклюзивные спектакли на сценах Москвы;
  • межкультурный диалог в сфере особого театра;
  • сбор и анализ информации об особых театрах России и за рубежом;
  • организация научно-практической деятельности, обновление сложившегося представления о человеке, его творческой деятельности, обществе и культуре;
  • обучающие программы для режиссеров и актеров особых театров, возможность повышения квалификации специалистов и содействие формированию профессионального сообщества.

Фестиваль создает пространство для творческого переосмысления реальности и активного созидания будущего, реализует право на творческий и зрительский опыт каждого.

Зрители фестиваля увидели на сценах Москвы эксклюзивные спектакли старейших европейских инклюзивных коллективов Das Theaterensemble des Blaumeier-Atelier,  DanzaMobile, Thikwa, Fundacion Psico Ballet Maite Leon, Dançando Com a Diferença, польского театра Usmiech, проекты чешской танцевальной компании VerTeDance, дуэта Chang из Южной Кореи, индийской компании Ability Unlimited Foundation, компании Unmute Dance Company из Кейптауна, французских Theater Du Cristal и Compagnie de L’oiseau-Mouche, английской Exim Dance Company CIC и многие другие. Участниками фестивальной недели были театры Недослов, Жест, Лик, Круг II, Индиго и другие известные инклюзивные коллективы из разных регионов России.  

С 2000 года:

  • издано 6 сборников-реестров об особых театрах России и зарубежья,
  • проведено 15 научно-практических конференций и семинаров,
  • в заявках конкурса представлено порядка 500 постановок,
  • проведено около 100 мастер-классов и творческих встреч для специалистов особого театра (освещающих широкий диапазон инклюзивных практик).

Ценностный, эстетический и концептуальные аспекты фестиваля

Проблема инклюзии, до сих пор, как правило, заявляется только в социальном аспекте. Фестиваль способствует общекультурному рассмотрению этой проблемы, помогая нам увидеть в людях с особенностями развития людей творческих, а не объект социальной помощи. Способствуя улучшению творческой работы с детьми и молодыми людьми с инвалидностью, формируя позитивное общественное мнение вокруг практик инклюзивного искусства, фестиваль содействует развитию идей инклюзии и поддерживает общий процесс гуманизации общества.

Искусство людей с инвалидностью не является инвалидным.

Разнообразное творчество инклюзивных театров – основанное на понимании особой телесности, социальности, разнообразии языков и систем восприятия людей с инвалидностью, ― обосновывает ресурсность феномена особого театра для современной культуры и его особую миссию в культуре. 

Здесь создаются условия для диалога культур, направленного на взаимопонимание и обретение общего горизонта смыслов и ценностей.

Концепция фестиваля Протеатр основана на многолетнем опыте общественной организации Круг в сфере дополнительного образования, реабилитации и разномасштабных проектов в партнерстве с различными культурными институциями.

Утверждая и поддерживая уникальность «особого» человека, аутентичность выразительных средств «особого» актера, фестиваль способствует развитию языкового многообразия и обогащает культуру.

Особые спектакли реализуют особые культурные потребности человека с инвалидностью, восполняя дефициты современной культуры!

*Участниками фестиваля являются театральные коллективы, в работе которых принимают участие люди практически со всеми типами функциональных нарушений (с нарушением зрения, нарушением слуха, имеющие интеллектуальную недостаточность, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением эмоциональной сферы, с соматическими, генетическими и психическими заболеваниями и т. п.), а также их здоровые сверстники, ищущие нового понимания жизни.