Вопросы, которые поднимают фестивали особого театра

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас со статьей Беллы Тодд, в которой она размышляет о специфике зарубежных фестивалей особого театра и их необходимости, затрагивает ряд спорных вопросов, связанных с их существованием. Нам кажется, эта статья имеет особое значение в контексте фестиваля Протеатр.

До недавнего времени такая статья вряд ли была возможна. На Западе существовало однозначное мнение, что не должно быть отдельных фестивалей, где играют актеры с инвалидностью.

Такие фестивали – это гетто! Они обязательно изживут себя в будущем. Вот мы только немного привыкнем к инвалидам! – Не признавалось никакой особой культурной миссии за этим творчеством: Искусство не может быть инвалидным! Это либо искусство, либо не искусство.

И, хотя против этих бравых лозунгов не поспоришь, они напрочь лишают шанса быть признанными театры непринятых и необычных форматов.

Решая, казалось бы, понятный вопрос о том, что есть искусство, мы не должны забывать о том, что на само наше представление о том, что есть искусство, влияет и рамка социального восприятия, и наша способность выделять что-то в качестве объекта зрелища, развитость нашего интереса к другому человеку и праву (социальных групп) выражать свои культурные потребности, и многое другое.

Мы рады, что практика существования таких фестивалей как за рубежом, так и в России свидетельствует об обратном. Таких фестивалей становится все больше, и постепенно понимается их миссия.

Наталья Попова, председатель оргкомитета VII Всероссийского фестиваля особых театров Протеатр

Источник: The vexed question of disability-specific festivals.

Впервые опубликовано 5.07.2018 Британским Советом Disability Arts International, содействующем развитию искусства людей с инвалидностью, как артистов так зрителей.